postheadericon Коичи Тохей : «Айкидо как жизненный путь»

zashitaПоскольку вы проводите в додзе всего несколько часов в неделю, не логично ли предположить, что продолжая практиковаться вне его, можно увеличить собственную мощь или развить навыки в три и более раза? Для большинства спортивных школ и искусств это практически не выполнимо, поскольку необходимое оборудование для тренировок, как правило, находится в специальных залах. Но в айкидо вы можете применять наиболее важное упражнение — сосредоточение на единой точке в нижней части живота ( Seikan-­no-­itten ) и управление течением вашего «ки»- 24 часа в сутки. И, как ни парадоксально, вы задумываетесь о выполнении этого упражнения не при «праздношатании», а когда страдаете от болезни, усталости, напряжения и т.д.
Один айкидока постоянно напоминал себе о расширении «ки», легко одеваясь в течении холодных зимних месяцев. Каждое утро ему приходилось преодолевать несколько кварталов до своей автобусной остановки, при этом он оголял свои руки и «заставлял» течь «ки» по всем кусочкам своего тела. Через несколько минут он начинал чувствовать теплое покалывание во всем теле.
Он рассказывал, что однажды видел мужчину и женщину, кутающихся в тяжелые теплые пальто и стучащих зубами от мороза, в то время как он шел легко одетым, при этом еще и насвистывал…
Другой человек медитирует когда испытывает серьезные головные боли. «Я забросил свои тренировки айкидо в додзе, когда пришлось много рисковать в бизнесе. Мой бизнес расширился, увеличились нагрузки на мозг, я глотал аспирин пачками как будто это леденцы. Некоторое время аспирин помогал, но затем головные боли стали более серьезными и продолжительными. Даже четыре или пять пилюль не могли заглушить пульсирующую боль. Наконец я возобновил свою старую практику айкидо медитации. Я медитировал часами без остановки пока не избавился от своего недуга» Айкидо, практикуемое подобным образом, можно сравнить с религией. Пока вам удобно и комфортно, вы имеете тенденцию забывать Всемогущего Бога. Но как только появляется опасность и вы находитесь в «шатком» или беспомощном состоянии, что вы делаете? Молитесь.
Сосредоточение во время сна
Наиболее трудное время для концентрации на единой точке — это когда вы глубоко спите. Во-первых, потому что вам удобно. Во-вторых, тяжело удерживать свое тело выравненным горизонтально. В третьих, потому что ваше сознание отключено.
Мастер айкидо Коичи Тохэй предлагает простое решение. Спите на твердом полу или жесткой постели без подушки. Ляжьте на спину лицом вверх. В таком положении ваше тело располагается вдоль одной линии. Каждую ночь, перед тем как уснуть, концентрируйтесь на единой точке. Постепенно ваш разум будет все больше «работать» с «ки», которая будет непрерывно «течь» по вашему телу на протяжении ночи, даже если вы не будете догадываться об этом.

Отнеситесь с большой серьезностью к концентрации на единой точке. Приготовьтесь к тому, что с самого начала ваши мысли будут «прыгать» и путаться, уводя вас от единой точки. Но, если вы сможете постоянно возвращаться к единой точке после каждого «соскока», ваша концентрация в конце-концов станет автоматической, как дыхание. Для увеличения мощности «ки»практикуйте медитацию или глубоко контролируемое дыхание.
Медитировать желательно в тихом, изолированном от посторонних месте, с закрытыми глазами, выдыхая через рот и вдыхая через нос. Но, к сожалению, мы редко можем уединиться. Эксперты айкидо изобрели другой вид дыхательных упражнений. При поездке в переполненном автобусе или прогулке по тротуару в людской толпе вы можете мидитировать, не привлекая внимания окружающих. Всегда удерживайте тело в вертикальном положении (и сидя, и при ходьбе), а плечи расслабленными. Если вы идете, старайтесь не раскачиваться из стороны в сторону. В обоих случаях ваши глаза будут открытыми, а выдох-вдох осуществляться через нос. Обычно после выполнения этого упражнения возникает чувство обновления.
Необходимость веры

Важнее всех упражнений — ваша вера. Вы можете тратить кучу времени на медитацию, выполнение многочисленных айки-упражнений, сосредоточение на единой точке, но если вы не верите в «ки», можете считать, что время потрачено впустую. Даже небольшое сомнение остановит поток вашего «ки». Вы должны верить в него на 100%. Вы должны полностью убедить себя, что верите в него.
Следующие упражнения практикуются в додзе для проверки потоков «ки»: menuchi ikkajo (менучи иккаджо), kokyu-dosa (кокю-доса), ushiro­tekubitori­kokyu (усиро-текубитори-кокю) и кувырки.
При выполнении менучи иккаджо примите основную стоку готовности (левосторонняя ханми) — левая нога выдвинута вперед на расстояние примерно 25 см от правой. Стопа правой ноги развернута на 45 градусов. Вынесите одновременно обе ваши руки от бедер вперед на уровень глаз и переместите левую ногу на полшага вперед. Во время движения сохраняйте сосредоточение на единой точке и испускайте поток «ки» через растопыренные пальцы обеих ваших рук. Новички могут выполнять это упражнение, представляя, что луч света, сгенерированный в единой точке, проходит через его тело, руки и испускается из пальцев. Позвольте этому виртуальному лучу устремиться на много километров вперед и ваше «ки», несомненно, устремится вслед за ним. Квалифицированный инструктор, может помочь вам удержать внимание на единой точке и проверить поток вашего «ки» толканием ваших рук назад. Это упражнение может быть продолжено. Опустите руки к бедрам, вернитесь в исходное положение, затем развернитесь на носках на 180 градусов по часовой стрелке. Теперь ваша правая нога впереди левой. Из этого положения проделайте тоже самое движение руками от бедер вперед и вверх до уровня глаз. Продолжайте повторять цикл движений — поворот и выброс ваших рук — без пауз. Помните, «ки» всегда должно быть направлено вперед по направлению движения и никогда назад. При выполнении кокю-доса вы и ваш партнер должны сидеть на коленях на полу лицом друг к другу. Больщой палец правой ноги лежит на большом пальце левой ноги (см. рисунок). Пока вы не привыкните к этой позиции будете чувствовать себя неудобно.
Теперь вытяните вперед ваши руки и позвольте партнеру взять их, слегка удерживая за запястья.
Толкните вперед, но не одними руками, а мощью всего тела. Если ваше «ки» расширено вы легко свалите партнера. Если попытка не удалась попробуйте снова, представляя, что поднимаете за низ гору. Если вы используете грубую силу, ваш партнер будет сопротивляться движению вперед.
Партнер никогда не должен давить на ваши руки в направлении вашей спины. В этом упражнении он также должен использовать свое «ки». Иногда вы откроете для себя, что не можете сдвинуть партнера, так как он слишком крепко сжимает ваши запястья. В действительности он прерывает поток вашего «ки» в районе запястьев. Другими словами, ваши мысли заканчиваются на ваших запястьях. Вы можете легко решить эту проблему, представив, что партнера не существует и никто вас не удерживает. Для новичка усиро-текубитори-кокю очень наглядный пример, который демонстрирует несостоятельность упования на одну лишь силу. При проведении этого теста позвольте партнеру захватить ваши запястья сзади (см. рисунки). Скажите ему, чтобы он сопротивлялся вашей силе насколько может. Сначала опустите взгляд вниз на руки и, сконцентрировавшись на захваченных запястьях попытайтесь силой выдвинуть руки вперед. Как бы вы не старались ваши руки останутся на месте.
Затем в том же самом положении, представьте, что у вас пара эластичных рук, которыми вы тянитесь до какого-то объекта, удаленного на многие километры. Если при этом вы будете удерживать внимание на единой точке, то легко переместите ваши руки вперед.

Техника 1

Кувырки — превосходное упражнение, которое позволяет убедиться в важности поддержания вашего «ки». На траве или циновке перекувыркнитесь, скажем, 20 раз и быстро встаньте. Если вы были постоянно сконцентрированы на единой точке, то не будете испытывать большого головокружения и удержите равновесие, в противном случае не сможете встать.
Существует несколько других превосходных упражнений, включенных в книгу Мастера Коичи Тохэя «Айкидо». Многие из них можно практиковать дома.

postheadericon Основы техники айкидо

zashitaСекрет техники айкидо, дающей, как и во многих видах китайского цюань-шу, преимущество над противником любых физических данных, кроется прежде всего в движении по окружности. При исполнении всех захватов, блоков и бросков руки, ноги и корпус следуют по дугообразной траектории, хотя порой и в разных направлениях.

Более того, проекция движений в трех измерениях даст ярко выраженные контуры сферы или спирали. Вращательное движение позволяет «добавить» собственный вес к весу толкающего или перетягивающего на себя противника без боязни столкновения и лобового удара. За счет вращения достигается быстрый уход с линии атаки. Предвижу нии по прямой человек должен рано или поздно остановиться, чтобы двинуться вправо или влево, но при вращательном движении такой переход осуществляется плавно. Наиболее типичен круговой проворот на одной подсогнутой ноге, при котором вторая нога описывает дугу и руки, следуя за корпусом, как бы поглаживают поверхность большого шара. Варианты вращательных движений в айкидо чрезвычайно разнообразны. На них же основаны падения и уходы переворотом. Возвращаясь к истокам, мы увидим здесь много общего с принципами движения в китайской школе «внутреннего» направления Ба-гуа-чжан (Восемь триграмм). Вращательное движение, естественно, приводит в действие центробежную и центростремительную силы. Первая как бы втягивает нападающего в водоворот, вторая отбрасывает его в нужный момент по касательной. В айкидо противник выводится из равновесия почти исключительно скручиванием или уходом во вращении. К примеру, если противник пытается нанести удар рукой с выпадом, достаточно слегка уклониться поворотом бедер вокруг оси и мягким толчком изменить траекторию удара, лишив его силы. Идею «входа» в оборону противника и выхода из опасной близости с ним отражает магическая фигура (см. рис monada). Не зная этот шифр, мы можем лишь предполагать, что здесь отражено вихре вое движение пяти первоэлементов по кругу (сфере) в области Инь и в области Ян. Однако прочтение диаграммы без обозначения технических приемов фактически невозможно. Старые мастера сравнивали простой удар в кэмпо с вихрем, дующим по прямой, а удар во вращении — со смерчем. Как и во всех видах воинских искусств, важнейшую роль в айкидо играет скорость. Считается, что на начальном этапе обучения необходимо добиться быстрой реакции на любое действие противника. Это так называемая нормальная скорость. Следующий этап — опережение для перехвата инициативы — го-но-сэн. Допустим, вам на голову падает небольшой камень. Заметив его и поймав руками, вы самортизируете и погасите удар, хотя подвергнетесь риску. Но при опережении вы сможете заранее отклониться в сторону и спокойно наблюдать, как камень врежется в землю. Именно такой скорости реакции добивается мастер айкидо. Скорость приходит как результат нового осознания пространства и времени. Вместе с ней приходит «шестое чувство», экстремальный разум (гоку-и) — интуитивное предвидение опасности и возможного поведения противника. Ощущение времени позволяет определить момент атаки и контратаки.

Наконец, правильное применение четырех описанных выше принципов аутотренинга приводит к максимальной концентрации силы — сютю-реку и сосредоточению жизненной энергии — ай-ки для проведения приема. Уэсиба, называвший айкидо манифестацией вселенской любви, учил искать в борьбе не победы, а единения с противником по принципу взаимодействия и взаимоотталкивания начал Инь и Ян. «Мы непрестанно молимся о том, чтобы боя не было вообще, писал он,- поэтому формально мы запрещаем проведение турниров айкидо. Дух айкидо заключается в любовном нападении и мирном исходе боя. Противники соединяются высшей силой любви и в любви достигают очищения». На практике то, что Уэсиба называл «любовью», можно охарактеризовать как установление своего рода телепатического контакта между противниками, иногда с элементами гипноза. Не случайно вслед за древними мастерами основатель айкидо учил не смотреть противнику в глаза, чтобы не поддаться агрессивному влиянию его духа-разума, его ки. Как и в дзюдо, от бойца в айкидо требуется рассредоточенное зрение, способное мгновенно перехватить движение партнера. Как уже было сказано, Уэсиба в молодости наряду с кэмпо изучал классическое фехтование на мечах кэн-до и в своих странствиях по Японии не расставался с деревянным мечом (боккэн). Отго- лоски учений великих мастеров кэн-дзюцу и кэн-до мы находим и в теории айкидо. Не случайно Миямото Мусаси в одном из своих трактатов заметил: «Все воинские искусства, в том числе кэн-дзюцу и со-дзюцу, имеют свои тайны, но руководствуются они общим законом всепроницающего единства, законом, который не выразить словами».

Влияние кэн-до сказывается не только в психической подготовке бойца, но и во многих канонических движениях. Даже основная исходная стойка ханми-гамаэ (вполоборота к противнику, ступни под прямым углом друг к другу на расстоянии в полторы стопы, руки на разных уровнях перед грудью пальцами вперед) идентична стойке фехтовальщика, сжимающего двуручный меч. В такой стойке, придающей телу устойчивость, кисти рук должны находиться на линии, соответствующей вертикальной оси тела, правая рука дальше от корпуса и выше левой, левая — ближе к корпусу, взгляд устремлен в точку между глаз противника, на «третий глаз» — тэн-тэй. Спина и бедра прямые. В исходной стойке нужно ощущать приток ки от ног к пальцам рук. Еще до начала схватки мастер должен правильно определить дистанцию для нападения и защиты (ма-ай), оценив данные противника. В среднем дистанция до начала решительной атаки составляет от полутора до двух метров.

Одним из важнейших навыков в айкидо, ориентированном прежде всего на защиту и использование действий противника, является так называемое базовое движение (кихон-доса) . Используя кихон-доса, можно легко уйти с линии атаки при помощи маха бедер и скользящего движения ноги (сури-аси) по окружности, поставив тем самым противника в невыгодное положение. Второй необходимый навык называется ири-ми (вхождение). Он заключается в синхронизации рывка нападающего с шагом и толчком обороняющегося. Третий навык — сюмацу-доса (фиксирующее движение) находит применение в дестабилизации противника при захвате рук и основан на фехтовальном приеме. Внешне движение воспроизводит подъем тяжелого меча и рубящий удар.

Четвертый навык, дающий ключ к большинству бросков, называется тэнкан (проворот) и заключается в умении провернуться под рукой противника для выхода на болевой захват. Арсенал приемов айкидо весьма обширен. Некоторые авторитеты, например Сиода Годзо, называют цифру три тысячи, другие доводят эту цифру до десяти тысяч. Вряд ли найдется человек, способный проверить подобные утверждения. Во всяком случае, около полутора сотен приемов относятся к числу важнейших и составляют базовую технику айкидо. Они рассчитаны на всевозможные ситуации: борьбу двух невооруженных противников, двух вооруженных противников, безоружного против вооруженного, одного против нескольких нападающих и т. д.

Приемы в айкидо могут проводиться из положения стоя (та- ти-вадза), из положения обоих противников сидя или на коленях (сувари-вадза) и из положения сидя противостоящего (ханми ханта- ти-вадза). В наше время, когда обычай сидеть на татами почти изжил себя, изучаются преимущественно тати-вадза. По характеру действий все приемы подразделяются на три категории: броски (на- гэ-вадза), болевые захваты с удержанием (осаэ-вадза) и, как вспо- могательные, удары (атэми-вадза). Осаэ-вадза чаще всего служат логическим продолжением бросков. Техника падений и уходов переворотом называется, как и в дзюдо, укэми. Подавляющее большинство приемов айкидо, осваиваемых на начальном этапе обучения, имеют условные названия по порядковым номерам (иккадзе — первый вариант, никадзе — второй и т. д.). Прочие <ХЯСМНЙ>базовые приемы, за редким исключением, содержат в названии пояснение действия. Например, усиро ката тори кодэ гаэси означает буквально «перехват руки с болевым замком при захвате за плечи сзади». Конечно, как и во всех воинских искусствах Востока, раньше названия приемов были зашифрованы в звучных метафорических образах, по которым даже отдаленно нельзя было догадаться о сути. Самурайские кланы и дзэнские священники ревностно охраняли тайны кэмпо. Но рассекречивание айкидо, как и рассекречивание дзюдо, потребовало переименования приемов для удобства обучения.

Броски в айкидо в отличие от дзюдо и даже каратэ, как правило, вообще не требуют применения силы для подъема противника, подбива, подхвата и даже для простой подножки. Силы нужно не больше, чем для того, чтобы отбить рукой летящую в грудь стрелу, но если стрела пропущена, то никакая сила уже не послужит защитой. Чаще всего ключевым «инструментом» для броска служат руки (или рука) атакующего противника с уязвимыми для излома плечевым, локтевым и лучезапястным суставами. Слегка изменив положение руки, можно добиться болевого эффекта с последующим падением. Все преимущества такого броска можно оценить, если вспомнить, что на поле боя самураю приходилось зачастую сталкиваться с хорошо подготовленным противником в доспехах, иногда с мечом или кинжалом. Наиболее типичен для техники айкидо «бросок на четыре стороны» (сихо-нагэ), применяющийся как универсальное освобождение от захвата. Например, если нападающий захватил запястье горы разноименной рукой (правой левую), тори, наложив кисть правой руки на пальцы противника, скользящим движением прокручивается по часовой стрелке под рукой укэ, освобождая с перехватом свое запястье, и нажатием одновременно в локтевом и лучезапястном суставе валит противника на спину. На земле для удержания используется только сгиб в запястье. Само название сихо-нагэ происходит от родственного движения «рубки на четыре стороны» в кэн-до. При разучивании приема Уэсиба рекомендовал ученикам мыслить терминами кэн-до: поднятие меча, вращение меча по дуге, затем рубящий удар вниз. При проведении любого эффективного броска существенным компонентом является использование так называемой силы дыхания (кокю-реку), используемой также в дзю-дзюцу и дзюдо. Другими словами, необходимо проникновение в ритм движений противника, подстройка к его действиям, позволяющая направленно изливать ки. Теоретически при помощи кокю можно повалить противника вообще без противодействия. Броски за счет кокю-реку предполагают максимальную концентрацию. Например, в положении сидя, будучи схвачен за обе руки в запястьях, тори слегка поддается рывку вперед, затем выводит руки вверх, словно вздымая меч, и коротким рубящим движением по диагонали вниз выводит укэ из равновесия. Еще более эффективен бросок «неба и земли» (тэнти- нагэ), где также используется сила кокю. При аналогичном предыдущему захвате рук в положении сидя тори вращательным движением правой руки против часовой стрелки поднимает левую руку укэ как ось и опускает свою левую руку. В результате укэ беспомощно заваливается на бок лицом вверх. Название приема содержит явную аллюзию на триаду «Небо — Земля — Человек», в которой человек, используя силы Земли и Неба, повергает противника (чья левая рука в этот момент указывает на небо, а правая на землю). Сложнейшую технику айкидо нельзя, к сожалению, ни описать в кратком очерке, ни представить по описанию. Профессор Уэсиба, утверждая, что в айкидо нет определенных форм и определенного стиля, сравнивал секрет своего учения с загадкой мироздания. Он не признавал спортивного айкидо и требовал от учеников прежде всего глубинного самопознания. Наследие Уэсиба и поныне живет в триединой сущности воинских искусств сингитай, где качества духовные и телесные сливаются в техническом совершенстве.

postheadericon Общие требования к перемещениям в Айкидо

zashitaЕсли говорить вообще, то считается, что человек обладает подвижностью, когда он может, по своему желанию, изменять свое местоположение (физическая подвижность), либо менять свои убеждения и воззрения (будем называть это духовной подвижностью) под действием требований реальности. Между нападающим и обороняющимся существует поляризованное поле напряжений. В ситуации атаки воля и действия одного спортсмена исходят от него и направляются против его партнера. Нападающий может реализовать свои намерения только путем использования своих физических возможностей и техники айкидо; эти факторы, связанные между собой во времени и в пространстве, лежат в основе физических закономерностей, определяющих ход поединка. Участники поединка разделены промежутком (как в физическом, так и в духовном смысле), который они в состоянии изменять, но который, как правило, не позволяет осуществить непосредственное нападение. Поэтому нападающий (если он настроен решительно) должен путем передвижения создать дистанцию, подходящую для исполнения его намерений. Hа этой фазе поединка обороняющийся обычно не имеет свободы выбора решений. Он может действовать по принципу ирими, т. е. встретить атаку решительными акциями, либо по принципу тенкан — т. е. попытаться занять более благоприятную позицию и применять уклонения и маневры, либо просто увеличить дистанцию между собой и противником. Во всех этих случаях необходимым условием проведения успешных оборонительных мер является умелое использование движения тела. В айкидо под движением (собаки) подразумевается изменение положения центра тела хара относительно пола по горизонтальным направлениям. При этом точка пересечения с полом отвесной линии, опущенной из центра тяжести тела, может перемещаться как по прямой, так и по кривой линии. Импульс, создаваемый движением тела обороняющегося, передается через тегатана, управляемую из центра хара, на нападающего и используется для нарушения его равновесия или для изменения его движения. Обороняющийся осуществляет оптимальное использование своих возможностей, если сила и направление действия этого импульса имеют целесообразные и согласованные значения и достигают заданной точки приложения в благоприятный момент.

Hаблюдая за движениями участника поединка, можно судить о его физическом и духовно-психическом состоянии. Этот эффект можно использовать и вынудить нерешительного противника отказаться от атаки. Сохранение статического и динамического равновесия сильно зависит от правильности передвижений. Обороняющийся должен, находясь в любой фазе покоя или действий, сохранять свое пребывание в истинном Центре; только тогда в его распоряжении будет вся необходимая внутренняя энергия и все внешние силы, с помощью которых он сможет подчинить противника своей воле. Поэтому учащиеся должны твердо помнить правило, гласящее: «Айкидо – это движение!». Когда случается наблюдать за тем, как двое опытных спортсменов-айкидока «меряются силами», то возникает впечатление, что сразу после первого контакта между их телами возникает невидимая связь и они делают сообща все свои передвижения. Такое впечатление обусловлено тем, что обороняющийся, отвечая на мощные атаки нападающего, искусно и гармонично дополняет и как бы продолжает их, а в действительности управляет ими и в конце концов нейтрализует их или даже обращает их против самого их инициатора, используя свое тело в качестве оси, помещенной в центр действующих сил, для целесообразного приложения энергии, возникающей в результате передвижений. В итоге получается так, что падение нападающего происходит как бы само собой, а не под действием внешних насильственных сил. Агрессивность и злой умысел нападающего обращаются против него самого, а обороняющийся только способствует нейтрализации враждебной энергии, обеспечивая ход процесса одним своим присутствием. Приступая к тренировкам, нужно сначала усвоить основные правила, описанные ниже, обеспечивающие постоянное нахождение центра тела в одной горизонтальной плоскости, параллельной поверхности пола.

При этом ступни как бы скользят и ощупывают пол, а центр тяжести тела всегда находится в пределах площадки, ограниченной наружными краями ступней. Такие правила передвижения, предусматривающие использование соразмерных скользящих шагов (аши-сабаки) и повороты тела (таи-сабаки), позволяют варьировать движение при сохранении устойчивости в каждой его фазе, изменяя направление и скорость согласно принципу дополнения действий партнера. При исполнении различных технических приемов борьбы в стойке и на ковре спортсмен использует также вертикальные движения своего центра тела. Оба вида движений (по горизонтали и по вертикали) складываются, в результате чего осуществляется движение в разных уровнях по сложным кривым, например, винтообразной формы. Обороняющийся не должен забывать, что нападающий при необходимости может проявить инициативу, что, конечно, является определенным преимуществом. Он может обдумать план действий, подготовиться к ним психологически и наметить место и время их исполнения. Hападение и техника нападения противоречат сущности айкидо, поэтому обороняющийся может и должен реагировать только на уже начатые действия, что требует, помимо интуиции, самообладания и внутренней стойкости, еще и соответствующей физической подготовки и навыков, к которым относится прежде всего умение двигаться, основанное на духовной и физической раскованности и помогающее разрешить трудные ситуации. Именно оно позволяет обороняющемуся достойно отвечать даже на внезапные и решительные атакующие действия. С помощью тренировок и усвоения описанных ниже основных правил (сабаки) спортсмен – айкидока должен добиться прежде всего духовно-психического «очищения» и обеспечить возвращение души к основным, «первоначальным» ценностям — к «первоисточнику». Это возможно лишь тогда, когда он отказывается от применения своего прежнего опыта, как будто возвращаясь в детство, и безоговорочно открывается восприятию новых впечатлений, полученных в результате тренировок тела. По мере накопления новых знаний учащийся должен решить, ограничиться ли ему сохранением «духовных богатств», приобретенных раньше, или обеспечить себе новый рост и развитие. Серьезная работа над собой укрепляет внутреннюю стойкость спортсмена; внешняя подтянутость является выражением гармонии между духом и телом. Если же упражнения выполняются механически, без приложения внутренних душевных сил, то желаемый результат может остаться не достигнутым.

postheadericon Стили Айкидо

zashitaТысячи людей во всем мире занимаются Айкидо и каждый имеет свое представление о том, что это такое. Существует множество так называемых «стилей» Айкидо, некоторые из которых очень далеки от того, чему учил основатель О-сэнсэй Морихеи Уесиба и в действительности не являются Айкидо. Люди используют выражения «жесткий стиль» и «мягкий стиль» пытаясь подчеркнуть различия между различными способами обучения Айкидо, но по какой бы методике ни тренировались люди, их цель — понять учение О-Сэнсэя.
Здесь представлены те стили, которые имеют непосредственные корни из Айкидо созданного Уэсиба-сэнсэем.

Стиль. Айм-куэйдж

Это название было дано О-Сэнсэем искусству в самом начале его развития. Очень мало известно о стиле, предшествовавшем ранним формам Дзютсу, таким как Дайто-рю Айки-дзютсу. Оно считалось одной из наиболее трудных форм айкидо. Большинство старших студентов О-Сэнсэя изучали айкидо именно в этот период.
Стиль. Ёсейкан

Эта форма разработана Минору Мочидзуки, который был одним из первых учеников О-Сэнсэя. Этот стиль включает в себя элементы Айки-будо, Каратэ, Дзюдо и другие искусства.
Стиль. Ёсинкан

Стиль разработан Годзо Сиода. Сиода-сэнсэй обучался у Уэсиба с середины 20-х годов. После войны его пригласили начать преподавание айкидо в организации Ёсинкан.
Ёсинкан — жёсткий стиль айкидо, направленный на практическую эффективность и реальность применения техники. Его изучают во многих подразделениях полиции Японии. Международная организация связанная со стилем Ёсинкан, известна как Ёсинкай и имеет действующие отделения во многих частях мира. В последнее время появились ответвления этого стиля. Они входят в организацию Ёсинкай, возглавляемую Такаси Косида.
Стиль. Син-эй Тайдо

Основана Нориаки Инои, который был племянником О-Сэнсэя. Он утверждает что его искусство не айкидо, но очень похоже на раннюю его форму.
Стиль. Айкикай

Айкикай — общее название стиля возглавляемого Моритэру Уэсиба, внуком О-Сэнсэя, поддерживаемого Международной Федерацией Айкидо.
Большинство считают эту школу основным направлением в развитии айкидо, хотя многие, входя в одну организацию, имеют весьма различные способы тренировки айкидо. Айкидо Уэсибы амплитудное и подвижное. В нём очень мало уделяется внимания на занятия с оружием (или не уделяется совсем). Однако некоторые сэнсэи в Айкикай (например Чиба-сэнсэй) много времени на тренировках отдают оружию.
Стиль. Ивама-рю

Является частью Айкикай, хотя имеет ярко выраженные отличия стиля. Имеет собственное название по имени додзё его создателя — Морихиро Сайто.
Сайто-сэнсэй долгое время был учи-дэши О-Сэнсэя, начиная с 1996г и до самой смерти. Многие считают, что Сайто-сэнсэй был тем учеником, который провёл самое большее время обучаясь у О-Сэнсэя. Сайто-сэнсэй утверждает, что он пытается сохранить и изучить это искусство точно так, как он учился у О-Сэнсэя.
Технически Ивама-рю похож на Айкидо Уэсибы начала 50-х, когда он изучал айкидо в Ивама-додзё. Набор техники в Ивама-стиле больше чем в других стилях и большое предпочтение отдаётся тренировке с оружием.
Стиль. ASU — Айкидо Школы Уэсиба

Этот стиль разработан Мачидзуки Саотомэ. Сейчас ASU объединена с Айкикай, хотя долгое время была независимой организацией. Саотомэ-сэнсэй весьма разносторонне подходит к Айкидо, включая в практику как сильные и жёсткие формы, так и мягкие абстрактные упражнения для развития чувствительности. Уделяет значительное внимание работе с оружием.
Стиль. Ниппон Кан

Ниппон Кан основано Гакки Хомма, одним из последних учи-деши О-Сэнсэя. Хомма-сэнсэй обучает в очень традиционной манере с подчёркиванием точности во взаимодействии и технике.
Стиль. «Ки» Школа

В 1947г. произошёл раскол в Айкидокогда Коичи Тохэй, будучи Главным Инструктором Айкикай ушёл из этой организации и основал Ки-но-Кэнкикай, чтобы изучать Айкидо с сильным акцентом на понятие Ки. С этого времени между традиционными школами айкидо и направлением Ки-айкидо поддерживались очень слабые взаимодействия. Все школы Ки-айкидо подчёркивают свою самостоятельность, даже в тех случаях, когда существуют небольшие контакты между некоторыми стилями.
Стиль. Син Син Тоицу Айкидо

Основан Коичи Тохэем — «Айкидо объединяющее Ум и Тело». Коичи-сэнсэй придавал большое значение пониманию концепции Ки, развивая этот аспект независимо от тренировки айкидо. Этот стиль является одним из самых мягких стилей айкидо и характеризуется текучими перемещениями, которые часто включают прыжки или остановки, что редко встречается в других стилях. Большинство школ первоначально не занимаются практическим физическим приложением техник, считая их упражнениями, предназначенными для разработки способностей объединения ума и тела. В последние годы Тохэй всё дальше уходил от айкидо и посвятил себя исключительно Ки тренировкам. Однако не так давно Ки-но-Кэн-кюкай начал инициативу по созданию Син-Син Тоицу Айкидо основанное на тайги состязании. Этот вид слабо поддерживается в большинстве додзё.
Стиль. Син Будо Кай

Этот стиль возглавляет Шизуо Имадзуми, находящийся в Нью-Йорке. Имадзуми-сэнсэй был учи-дэши в Айкикай в 1964г. Большинство своих тренировок он провёл с Коичи Тохэем и следуя его настроениям покинуть Айкикай, стал главным инструктором Ки Общества США. Имадзуми-сэнсэй позднее покинул КНК и основал Син Будо Кай в 1989г. Этот стиль имеет очень обширную программу включающую Ки и Айкидо тренировки, а также весьма разнообразное оружие.
Стиль. Кокикай

Основан Шизуя Маруяма, который был главным инструктором Общества Ки США. Уходя из Общества Ки он основал Кокикай. Этот стиль представляет мягкую форму Айкидо, концентрирующуюся на достижении максимальной эффективности при использовании минимальных усилий. В стиле используются Ки, тренировка с формулировкой 4 принципов, отличных о КНК, связанные в основном с различиями тестов для низких уровней.
Стиль. Сейдокан

Основан Р. Кобаяси. Кобаяси-сэнсэй был главным Инструктором КИ Общества Южной Калифорнии и студентом Тохэй-сэнсэя. Покидая Ки Общество в 1981г., он сформировал Сейдокан, который позднее вновь присоединился к Айкикай. Стиль характеризуется малыми перемещениями при исполнении техник.
Ки федерация

Основана Кеннетом Вильямсом. Сэнсэй Вильямс был основным ассистентом (английский аналог учи-деши) Кенсиро Абата-сэнсэя в середине 50-х и начал свое обучение с жесткой формы близкой к Айки-будо. После ухода из Айкикай в конце 60-х он практиковал независимо несколько лет, прежде чем стать студентом Тохея-сэнсэя в 1976 г. и создать КИ федерацию Великобритании. В 1986, Сэнсэй Вильямс уходит из КНК. Ки Федерация продолжала свое существование как независимая организация, изучающая собственный стиль сэнсэя Вильямса, сохраняя все элементы его тренировки и нацеленная на более легкое обучение не японских студентов.
Спортивные стили

Один самых больших переломов в истории Айкидо, произошедших при жизни 0-сэнсэя, было предложение Кендзи Томики рационализировать Айкидо, введя в практику «Ката» и соревнования. С тех пор было прервано какое-либо общение между школами Томики и традиционными школами Айкидо. В последние годы появилось несколько ответвлений Томики-школ, отвергающих идею соревнований. Мы классифицировали такие стили по их названиям… (несмотря на разную степень их отношения к спорту). Все они имеют происхождение от Томики-стиля.
Стиль. Томики-рю

Основано Томики Кэндзи — одним из самых первых студентов О-Сэнсэя и основателя Дзюдо Дзигоро Кано. Томики-сэнсэй верил, что «рационализация» Айкидо тренировок по направлениям сделанным Дзигоро Кано в Дзюдо, сделает Айкидо более легким для изучения, особенно в Японских Университетах. К тому же он верил, что введение соревновательного элемента должно служить ограничению и концентрированию практики, поскольку не существует лучшего теста, чем реальная схватка. Последнее было причиной разделения с О-Сэнсэем, который твердо верил, что соревнованию нет места в Айкидо. Томики-рю характеризуется использованием Ката (форм) в изучении и проведении соревнований, как без оружия, так и с резиновым ножом.

postheadericon Краткая справочная информация по Айкидо.

zashita Айкидо — это очень молодое боевое искусство, однако воплотившее в себе принципы и методы, которые насчитывают не одну сотню лет. Неправильно будет считать айкидо исключительно системой различных приемов и методов. Hужно правильно понимать, что реальная схватка имеет огромное отличие от поединка в спортивном зале. Когда отсутствуют какие-либо рамки, ограничивающие действия бойцов и вполне вероятным исходом поединка является смерть, на первый план выходят морально-психологические качества. Тогда физически слабый человек вполне может справиться с более сильным. Физическая сила не является определяющей для победы. Техническая и физическая подготовка ничто, по сравнению с силой духа.

Мастер Уэсиба говорил: Hе надо смотреть в глаза противнику, иначе Ваш разум поглотится, не смотрите на его меч, иначе Вы от него погибнете, не смотрите на противника, или Ваш дух будет разрушен. Настоящее будо — это развитие внимания, когда противник увлекается Вами, и остается только продолжить этот путь. Когда разум и внимание обращены на что-то конкретное, их легко привлечь ложным действием и обмануть. Очень сложно достичь состояния, когда Вы спокойны как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной, — М.Уэсиба. Краеугольным камнем в основании айкидо является идея о гармонии со Вселенной во время поединка, о победе технического мастерства и разума. Айкидоист должен превратиться в единое целое со своим противником, в этот момент он не должен себя осознавать, его просто не существует. И тогда тело и разум становятся единым целым, движимым силой воли и духа. Ведь сильный духом побеждает еще до начала поединка. Поэтому в айкидо главное внимание уделяют естественному состоянию тела и духа путем осознания себя частью Вселенной. Айки-до является несомненно шагом вперед по сравнению со всеми остальными боевыми искусствами. В отличие от традиционного будо, айкидо предполагает гармоничность мира, и онфликт рассматривается как нарушение этой целостности.

Принципы айкидо с самого начала предполагает, что у каждого человека есть определенный запас жизненной энергии ки, сосредоточенной в центре хара. Эту энергию можно устремлять в любом направлении. В айкидо используется принцип управляемого контролирования. Противнику дается свобода двигаться куда он захочет, но любое его движение находится под постоянным контролем. Внимание не на секунду не расслабляется. В переводе с японского ай означает гармонию. Эта гармония бывает нарушена, когда проявляется агрессия. Задача айкидо — восстановить гармонию.

Агрессивная энергия нападающего сначала контролируется, а затем переводится в окружность. И тогда Ваш центр становится центром нейтрализации. Все приемы в айкидо так или иначе связаны с круговыми траекториями. Движение айкидоиста по кругу позволяет не только избежать жесткого столкновения, но и полностью сопровождать движение атакующего. Движения в айкидо подобны потоку воды: мягкой, податливой, но одновременно разрушающей твердые камни. Одно действие как бы вытекает из другого. Все приемы и движения в айкидо должны быть элегантными и красивыми. С самых азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом уровне. Настоящий мастер видит сознание противника и предупреждает все его действия. Техника отрабатывается во время тренировок. Hо на этом айкидо не заканчивается. Айки-до это и философия, и психология, и физика. Любой человек может найти здесь свое Я. Hеобходимо всегда помнить, что айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества. Развитию этих качеств способствует особая обстановка в зале. Hеобходимо постоянное сосредоточение и безоговорочное выполнение указаний наставника во время тренировки. Только в этом случае можно избежать всевозможных травм и добиться результатов. Изучение техники айкидо начинается с изучения базовых стоек: хидари-ханми и миги-ханми. Ступни расположены на линии атаки под углом 90 градусов друг к другу. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Спина выпрямлена и плечи отведены назад. Руки находятся прямо перед собой прямо по центру. Ладони раскрыты. Оптимальное расстояние для работы в паре, когда партнеры слегка касаются друг друга кончиками пальцев. Перемещения в айкидо являются комбинацией вращательных и прямолинейных движений. Шаги не должны быть скованными или тяжелыми. Айкидоист должен быть в любой момент готов к смене направления. Голова двигается в одной горизонтальной плоскости. Каждое промежуточное положение должно быть очень устойчивым. При любом перемещении двигаться начинает центр тяжести. Корпус всегда В айкидо нет соревнований, а практикуется ката: многократное повторение приемов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнером с целью добиться гармонии между ними. Как правило один из партнеров атакует (он называется нагэ), а другой защищается (он называется &укэ&). Партнеры поочередно меняются. Важно, чтобы атакующий партнер выполнял свои действия искренне и без страха падения. Очень важным моментом в айкидо является &укэми& — искусство страховки. Вам необходимо находится в постоянной готовности без особого напряжения и применить страховку в любой момент.

postheadericon Каратэ

zashitaКАРАТЭ — искусство защиты и нападения, попало в Японию с Окинавы, где оно на протяжении многих веков формировалось путем слияния собственно окинавских техник единоборства с приемами, попадавшими на остров с материка — с Корейского полуострова и из Китая.

В китайских литературных источниках упоминания об искусстве ведения боя ногами и невооруженными руками встречаются еще в VII в. до нашей эры. Однако считается, что расцвет воинских искусств наступил в VI в. нашей эры, после пришествия из Индии в Китай монаха Бодхихармы, первого патриарха буддизма в Китае. Бодхихарма, в Японии известный как Бодай-Дарума, соединил существовавшие до него приемы борьбы с техникой и философией йоги, требовавшей от бойца осмысления своих действий, и постулатами буддизма, который в Китае слился с даосизмом и трансформировался в дзэн-буддизм. Йогические и дзэнские медитативные техники позволяли бойцу, владеющему приемами боя, достичь такого состояния, при котором он мысленно как бы сливался с противником и мог спонтанно и максимально адекватно реагировать на все его движения.

В 1372 г. король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от Китая, и на Окинаву прибыли китайские колонисты, которые стали обучать местное население основам мореплавания, книгопечатания и ремесел. Они же познакомили островитян с китайскими боевыми искусствами, в частности с искусством рукопашного боя цюаньфа (цюань по-китайски «кулак», фа — «закон», «способ»). По-японски это слово звучит как «кэмпо». Китайская техника цюаньфа соединилась с существовавшими на острове местными техниками единоборств, что и послужило основой для формирования окинавского кэмпо. Толчком к его развитию послужили запреты на ношение оружия для всех, кроме высших феодалов и королевской дружины. Окинавские крестьяне, оказавшиеся безоружными перед произволом солдат и чиновников, начали искать спасения через овладение техникой боя без оружия. После того как Окинава была завоевана Японией, на острове была проведена «Охота за мечами». Утаившие холодное оружие крестьяне, горожане и монахи подлежали смертной казни. На всю деревню оставляли лишь один нож для разделки туш, и тот тщательно охраняли, а выдавали его только под расписку, кузницы же закрывали, чтобы исключить возможность производства оружия.

Для оказания сопротивления вооруженным солдатам население Окинавы начало объединяться в тайные общества, занимавшиеся изучением кэмпо, которое на островах получило название «окинава-тэ» («окинавская рука, окинавский кулак»). Техника окинава-тэ держалась в тайне от властей, и за ее раскрытие предателю полагалась смерть. Чтобы выжить в схватке с хорошо вооруженными солдатами, повстанцы вынуждены были превращать в оружие свои руки и ноги. Это достигалось суровыми тренировками. Коленями, ступнями, локтями и кулаками на тренировках часами били по макиваре — плотно перевитому снопу соломы, прикрепленному к амортизирующему шесту или доске. Пальцы ладоней втыкали в ведро фасоли, которую спустя месяцы тренировок заменяли на песок или мелкую гальку: со временем такой рукой-копьем можно было проткнуть конское брюхо и даже доспехи воина.

postheadericon Шао-Линьские монахи

zashitaШаолиньское ушу — это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр — Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо). Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и будучи не понятым удалился в этот монастырь где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит одним из объектов посещения для туристов). Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что его ноги потеряли двигательную способность. Однако используя особый комплекс упражнений Дамо восстановил их активность, и предписал монахам в будущем сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. От него монахи, якобы, и изучили первый комплекс шаолиньского ушу — «18 рук архатов» (архат — последователь Будды, достигший последней, четвертой ступени святости на пути к нирване и полностью освободившийся от земных желаний). Реальных свидетельств того, что Дамо преподавал ушу, не имеется, однако историческим фактом является то, что в предписанные им монахам «4 деяния» входило и «воздаяние за зло».

Другой популярной легендой о Шаолиньском монастыре является история о том, как 13 монахов спасли императора. Дело было в VII веке, когда Ли Шиминь — второй император династии Тан — спасаясь от мятежника Ван Шичуня упал в протекавшую неподалеку от монастыря реку и был спасен монахами. Тринадцать монахов решили защитить императора, и монашеский отряд разгрромив мятежников взял Ван Шичуня в плен. Вернувшись на трон Ли Шиминь не забыл услуги, пожаловал монастырю землю (около 250 га), разрешил монахам пить вино и есть мясо, а самому монстырю было позволено содержать особые монашеские войска.

Однако первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью — постичь тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным. Так на основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему «кулака пяти составляющих», которую впоследствии стали соотносить с пятью животными — тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем.

postheadericon Уданское направление ушу

zashitaВ центре Китая, на северо-западе провинции Хубэй имеется горный массив. Изначально эти горы назывались Тайхэшань (Горы Великого Покоя), но после того, как монах Чжэнь У, постигнув Дао, на глазах вознесся на небо, их переименовали в Уданшань (Горы Становления У).

После смерти основателя династии Мин (1368-1644), поскольку наследник умер еще раньше, в Китае началась борьба за престол между Цзяньвэнем и Юнлэ. Последний победил, но ходили слухи, что Цзяньвэнь не погиб в сражениях, поэтому обеспокоенный Юнлэ отправил доверенного с войсками под предлогом посещения даоса Чжан Саньфэна объездить на суше все города и поселки и найти, где осел Цзяньвэнь, а сроку дал — 4 года. На втором году правления Юнлэ прошел слух, что Цзяньвэнь убежал за море, и Юнлэ послал войска в морской поход. Армада дошла до Индии, Шри-Ланки, восточной Африки, но безрезультатно. Поисками на суше и на море занимались 21 год, лишь тогда император успокоился. Однако слух том, что император посылал доверенного человека на поиски Чжан Саньфэна просочился в народ. Чтобы обмануть народ, император приказал набрать 300 тысяч человек и построить в Уданских горах даосские храмы, на что выделил несколько миллионов лянов серебра. С тех пор в народных преданиях Чжан Саньфэн стал модной фигурой, а горы Удан — центром даосизма.

Когда в XIX веке Ян Фукуй (Ян Лучань) разработал свою систему тайцзицюань, то один из его учеников приписал создание системы человеку по имени Ван Цзунъюэ, которого ошибочно назвал учеником Чжан Саньфэна. Дело в том, что одного из учеников Чжан Саньфэна звали Ван Цзун — из-за сходства имен и произошла путаница. Однако вскрылось это лишь полтораста лет спустя, а за это время успел пустить корни слух о том, что три т.н. «внутренних» стиля ушу — тайцзицюань, синъицюань и багуачжан — были созданы в горах Удан, а теория «внутренних» систем была разработана Чжан Саньфэном. Реальные места создания этих стилей от гор Удан довольно далеки, и по своим боевым принципам они сильно отличаются от прочих стилей уданского
направления.

Однако большая концентрация даосских монастырей в горах Удан действительно привела к тому, что здесь образовались свои стили ушу, которые объединяют под названием «уданское направление».

Первые упоминания об уданских стилях относятся к XVI веку, когда Чжан Сунци основал стиль «нэйцзяцюань» (кулак внутренней семьи) и противопоставил его шаолиньскому стилю. В XVII веке генерал Ван Чжэннань, отказавшийся служить маньчжурской династии Цин, удалился в отшельничество в северную часть провинции Чжэцзян, где успешно пропагандировал систему боя «удандао» (путь гор Удан) среди местных чиновников.

В настоящее время самым типичным уданским стилем считается удан тайи усин циньпу (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан), коротко называемый уданцюань (кулак гор Удан). Стиль был создан даосским наставником Чжан Шоусином где-то в конце XV века. В стиле 23 приема, тренировка делится на тренировку шагов и тренировку рук, существует 35 методов действий руками и 18 методов перемещения. Победа достигается за счет захватов, набрасываний и блокирований, ноги шагают по дугам, перемещения идут по извилистым, «змеиным» траекториям, усилие прикладывается по спирали, упор делается на трансформацию усилия, а не на грубую силу. Как и в других даосских системах, в этом стиле параллельно прорабатывают методы ведения боя и методы оздоровления тела.

Другими известными уданскими стилями являются кунмэньцюань (кулак врат пустоты), юймэньцюань (кулак врат рыбы). В стиле цзюгун шибатуй (18 ног девяти дворцов) основными являются удары ногами. Для каждого метода есть как способ одиночной тренировки, так и способ тренировки в паре.

К уданскому направлению также относятся такие стили, как уцзицюань (кулак беспредельности), яоцзы чанцюань (длинный кулак ястреба), юаньжоу фудицюань (кулак трущей обезьяны спрятавшейся у земли), любу саньшоу (приемы поединка шести шагов).

Очень популярным стилем является уданцзянь (уданские методы действия мечом-цзянь). Меч-цзянь являлся одним из атрибутов даосского монаха, участвовал в религиозных церемониях; неудивительно, что он попал в разряд «табельного оружия». Этот комплекс можно тренировать в одиночку, но существует и детально разработанный вариант комплекса «уданцзянь» для двух человек.

Кунмэньцюань

Стиль, распространенный в провинции Хубэй. В конце династии Мин — начале династии Цин в уезде Дае плотник Сунь Тичжан изучил это искусство у даоса по прозванию святой Цитянь. …

Юймэньцюань

Стиль назван так потому, что выброс силы в стиле подобен тому, как бьется рыба. Другое название — уфэн бэнли (с силой налететь на пять пиков). Так говорят потому, что в атаке сила может выбрасываться через пять частей тела — голову, плечи, локти, ягодицы и колени. …

Тайи усин цюань

Сегодня стиль известен благодаря Айсингаро Пусюаню (1903-1985), который в 1980 году продемонстрировал его на фестивале ушу в Тайюани. Сам Пуcюань изучал этот стиль с 1929 года в горах Удан у даоса Ли Хэлиня. …

Удан цзянь

Легендарным основателем этого искусства боя мечом-цзянь считается даос Чжан Саньфэн с полуострова Ляодун. Когда он занимался самосовершенствованием в горах Удан, он, якобы, также преподавал искусство боя без оружия и с оружием. …

postheadericon Мусульманские стили

zashitaВ 1219 году, когда Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли сэму — «цветноглазые» (они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем ханьцы). В официальных документах начала династии Юань их называли «хуэйхуэй». Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году (10-й год династии Юань) в соответствии с указом основателя династии Юань «всюду вступать в общины жителей приграничья» из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов — астрономов, математиков, врачей и проповедников — и сформировалась постепенно в Китае нация «хуэйцзу» («мусульман»).

Хуэйцзу расселяли только на управляемых территориях. Условия жизни у них были плохими, и они постоянно поднимали восстания. Известно, что немало солдат и офицеров из участников сбросившего династию Юань восстания Чжу Юаньчжана были мусульманами, самыми известными из которых были генералы Чан Юйчунь и Ху Дахай. В конце династии Мин в провинции Шэньси жил Ма Шоуин, прозванный «лао хуэйхуэй» («старый мусульманин»). Его отряд люди называли «лао хуэйхуэй ин» («батальон старого мусульманина»). Продвигаясь с боями на северо-запад, он широко прославился, после чего присоединился к крестьянскому восстанию Цао Ванли. Период династии Цин стал для мусульман временем наибольшего угнетения. Восстания мусульман шли практически непрерывно.

В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, рассматриваемым как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман и приводящим к самоурегулированию, самоукреплению, умению обороняться.

Мусульмане широко расселены по Китаю, нигде не скапливаясь помногу. Они много лет в области ушу обменивались с ханьцами, перенимая достоинства. Трудно сказать, какие именно стили ушу являются мусульманскими. Здесь перечислены стили, наиболее часто практикуемые всеми хуэйцзу.

postheadericon Синъицюань

zashitaКитайский иероглиф «син» означает внешнюю форму, а «и» — это «ум, разум воля» (противопоставляется «синь» — «сердце, эмоции»). Кроме того, в этом названии еще зашифрованы две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «разуму») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

О происхождении стиля существует множество легенд, выводящих его то от индийского миссионера Бодхидхармы, то от великого полководца Юэ Фэя. Однако сегодня большинство историков ушу сходятся на том, что реально стиль был основан человеком по имени Цзи Лунфэн, который жил в XVII веке в китайской провинции Шаньси. За свое мастерство владения копьем он был прозван «Чудесное копье». На основе техники обращения с копьем Цзи Лунфэн и разработал новый стиль кулачного искусства. Позднее разные ученики Цзи Лунфэна осели в разных провинциях Китая, и сегодня существует три крупных направления синъицюань: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. Если хэбэйские и шаньсийские школы довольно схожи, то хэнаньское направление сильно отличается, и его часто выделяют в отдельный стиль — синьицюань («кулак сердца и разума»), синьилюхэцюань («кулак сердца, разума и шести координаций) или люхэсиньицюань («кулак шести координаций, сержца и разума»).

Особым направлением синъицюань является ицюань («кулак воли», или «кулак разума»), другое название — дачэнцюань («кулак Великого достижения») . Этот стиль был создан в начале XX века Ван Сянчжаем, который счел, что в современном ему синъицюань слишком увлекаются отработкой внешних форм, но забывают об их внутреннем наполнении. Он отказался от стоек, ударов, передвижений, от всех тех форм, что сковывают разум, и учил лишь способу воплощения волевого импульса через движение.

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз, дереву — пробивающее движение, воде — буравящее движение снизу вверх, огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой, земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение. «Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

Для удобства отработки движений их объединяли в комплексы. В провинциях Шаньси и Хэбэй распространены такие комплексы, как «усин ляньхуань» («непрерывно переходящие друг в друга пять первостихий»), «цзашичуй» («разнообразные удары») — составлен из «кулака пяти первостихий» и нескольких форм животных, «сыбацюань» («кулак четырех хватаний»), «башицюань» («кулак восьми приемов»), «шиэр хунчуй» («12 ударов Хуна»; комплекс так называется потому, что передавался внутри семьи Хун), «чужудун» («выйти из пещеры и войти в пещеру»), «усин сяншэн» («взаимопорождение пяти первостихий»), «лунхудоу» («бой дракона и тигра») и «бацзыгун» («наработка восьми иероглифов») — секретный комплекс, предназначенный для отработки приемов поединка. В провинции Хэнань имеются такие комплексы, как «сыцюань баши» («восемь приемов четырех кулаков»), «лунхудоу» («бой дракона и тигра»), «шанчжунся сыба» («четыре хватания вверху, в середине и внизу») и «шисин хэ и» («десять форм объединены воедино»). Чтобы наработать применение приемов, их тренируют в парных комплексах: «усин сянкэ» («взаимоподавление пяти первостихий»), «саньшоу пао» («пушечные удары трех рук»), «ухуа пао» («пушечные удары пяти цветков»), «аньшэнь пао» («пушечные удары успокоения тела»), «цзютаохуань» («кольца девяти обертываний»). Изучается и техника боя с оружием — мечами, копьями, шестами и т.п. Работа с оружием в синъицюань полностью базируется на разделе «кулак пяти первостихий» — те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Основным оружием стиля считается копье. В некоторых школах даже обучение стилю начинают не с рукопашного боя, а с методов боя копьем.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.