Июнь 2010

postheadericon Каратэ

zashitaКАРАТЭ — искусство защиты и нападения, попало в Японию с Окинавы, где оно на протяжении многих веков формировалось путем слияния собственно окинавских техник единоборства с приемами, попадавшими на остров с материка — с Корейского полуострова и из Китая.

В китайских литературных источниках упоминания об искусстве ведения боя ногами и невооруженными руками встречаются еще в VII в. до нашей эры. Однако считается, что расцвет воинских искусств наступил в VI в. нашей эры, после пришествия из Индии в Китай монаха Бодхихармы, первого патриарха буддизма в Китае. Бодхихарма, в Японии известный как Бодай-Дарума, соединил существовавшие до него приемы борьбы с техникой и философией йоги, требовавшей от бойца осмысления своих действий, и постулатами буддизма, который в Китае слился с даосизмом и трансформировался в дзэн-буддизм. Йогические и дзэнские медитативные техники позволяли бойцу, владеющему приемами боя, достичь такого состояния, при котором он мысленно как бы сливался с противником и мог спонтанно и максимально адекватно реагировать на все его движения.

В 1372 г. король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от Китая, и на Окинаву прибыли китайские колонисты, которые стали обучать местное население основам мореплавания, книгопечатания и ремесел. Они же познакомили островитян с китайскими боевыми искусствами, в частности с искусством рукопашного боя цюаньфа (цюань по-китайски «кулак», фа — «закон», «способ»). По-японски это слово звучит как «кэмпо». Китайская техника цюаньфа соединилась с существовавшими на острове местными техниками единоборств, что и послужило основой для формирования окинавского кэмпо. Толчком к его развитию послужили запреты на ношение оружия для всех, кроме высших феодалов и королевской дружины. Окинавские крестьяне, оказавшиеся безоружными перед произволом солдат и чиновников, начали искать спасения через овладение техникой боя без оружия. После того как Окинава была завоевана Японией, на острове была проведена «Охота за мечами». Утаившие холодное оружие крестьяне, горожане и монахи подлежали смертной казни. На всю деревню оставляли лишь один нож для разделки туш, и тот тщательно охраняли, а выдавали его только под расписку, кузницы же закрывали, чтобы исключить возможность производства оружия.

Для оказания сопротивления вооруженным солдатам население Окинавы начало объединяться в тайные общества, занимавшиеся изучением кэмпо, которое на островах получило название «окинава-тэ» («окинавская рука, окинавский кулак»). Техника окинава-тэ держалась в тайне от властей, и за ее раскрытие предателю полагалась смерть. Чтобы выжить в схватке с хорошо вооруженными солдатами, повстанцы вынуждены были превращать в оружие свои руки и ноги. Это достигалось суровыми тренировками. Коленями, ступнями, локтями и кулаками на тренировках часами били по макиваре — плотно перевитому снопу соломы, прикрепленному к амортизирующему шесту или доске. Пальцы ладоней втыкали в ведро фасоли, которую спустя месяцы тренировок заменяли на песок или мелкую гальку: со временем такой рукой-копьем можно было проткнуть конское брюхо и даже доспехи воина.

postheadericon Шао-Линьские монахи

zashitaШаолиньское ушу — это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр — Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо). Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и будучи не понятым удалился в этот монастырь где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит одним из объектов посещения для туристов). Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что его ноги потеряли двигательную способность. Однако используя особый комплекс упражнений Дамо восстановил их активность, и предписал монахам в будущем сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. От него монахи, якобы, и изучили первый комплекс шаолиньского ушу — «18 рук архатов» (архат — последователь Будды, достигший последней, четвертой ступени святости на пути к нирване и полностью освободившийся от земных желаний). Реальных свидетельств того, что Дамо преподавал ушу, не имеется, однако историческим фактом является то, что в предписанные им монахам «4 деяния» входило и «воздаяние за зло».

Другой популярной легендой о Шаолиньском монастыре является история о том, как 13 монахов спасли императора. Дело было в VII веке, когда Ли Шиминь — второй император династии Тан — спасаясь от мятежника Ван Шичуня упал в протекавшую неподалеку от монастыря реку и был спасен монахами. Тринадцать монахов решили защитить императора, и монашеский отряд разгрромив мятежников взял Ван Шичуня в плен. Вернувшись на трон Ли Шиминь не забыл услуги, пожаловал монастырю землю (около 250 га), разрешил монахам пить вино и есть мясо, а самому монстырю было позволено содержать особые монашеские войска.

Однако первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью — постичь тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным. Так на основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему «кулака пяти составляющих», которую впоследствии стали соотносить с пятью животными — тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем.

postheadericon Уданское направление ушу

zashitaВ центре Китая, на северо-западе провинции Хубэй имеется горный массив. Изначально эти горы назывались Тайхэшань (Горы Великого Покоя), но после того, как монах Чжэнь У, постигнув Дао, на глазах вознесся на небо, их переименовали в Уданшань (Горы Становления У).

После смерти основателя династии Мин (1368-1644), поскольку наследник умер еще раньше, в Китае началась борьба за престол между Цзяньвэнем и Юнлэ. Последний победил, но ходили слухи, что Цзяньвэнь не погиб в сражениях, поэтому обеспокоенный Юнлэ отправил доверенного с войсками под предлогом посещения даоса Чжан Саньфэна объездить на суше все города и поселки и найти, где осел Цзяньвэнь, а сроку дал — 4 года. На втором году правления Юнлэ прошел слух, что Цзяньвэнь убежал за море, и Юнлэ послал войска в морской поход. Армада дошла до Индии, Шри-Ланки, восточной Африки, но безрезультатно. Поисками на суше и на море занимались 21 год, лишь тогда император успокоился. Однако слух том, что император посылал доверенного человека на поиски Чжан Саньфэна просочился в народ. Чтобы обмануть народ, император приказал набрать 300 тысяч человек и построить в Уданских горах даосские храмы, на что выделил несколько миллионов лянов серебра. С тех пор в народных преданиях Чжан Саньфэн стал модной фигурой, а горы Удан — центром даосизма.

Когда в XIX веке Ян Фукуй (Ян Лучань) разработал свою систему тайцзицюань, то один из его учеников приписал создание системы человеку по имени Ван Цзунъюэ, которого ошибочно назвал учеником Чжан Саньфэна. Дело в том, что одного из учеников Чжан Саньфэна звали Ван Цзун — из-за сходства имен и произошла путаница. Однако вскрылось это лишь полтораста лет спустя, а за это время успел пустить корни слух о том, что три т.н. «внутренних» стиля ушу — тайцзицюань, синъицюань и багуачжан — были созданы в горах Удан, а теория «внутренних» систем была разработана Чжан Саньфэном. Реальные места создания этих стилей от гор Удан довольно далеки, и по своим боевым принципам они сильно отличаются от прочих стилей уданского
направления.

Однако большая концентрация даосских монастырей в горах Удан действительно привела к тому, что здесь образовались свои стили ушу, которые объединяют под названием «уданское направление».

Первые упоминания об уданских стилях относятся к XVI веку, когда Чжан Сунци основал стиль «нэйцзяцюань» (кулак внутренней семьи) и противопоставил его шаолиньскому стилю. В XVII веке генерал Ван Чжэннань, отказавшийся служить маньчжурской династии Цин, удалился в отшельничество в северную часть провинции Чжэцзян, где успешно пропагандировал систему боя «удандао» (путь гор Удан) среди местных чиновников.

В настоящее время самым типичным уданским стилем считается удан тайи усин циньпу (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан), коротко называемый уданцюань (кулак гор Удан). Стиль был создан даосским наставником Чжан Шоусином где-то в конце XV века. В стиле 23 приема, тренировка делится на тренировку шагов и тренировку рук, существует 35 методов действий руками и 18 методов перемещения. Победа достигается за счет захватов, набрасываний и блокирований, ноги шагают по дугам, перемещения идут по извилистым, «змеиным» траекториям, усилие прикладывается по спирали, упор делается на трансформацию усилия, а не на грубую силу. Как и в других даосских системах, в этом стиле параллельно прорабатывают методы ведения боя и методы оздоровления тела.

Другими известными уданскими стилями являются кунмэньцюань (кулак врат пустоты), юймэньцюань (кулак врат рыбы). В стиле цзюгун шибатуй (18 ног девяти дворцов) основными являются удары ногами. Для каждого метода есть как способ одиночной тренировки, так и способ тренировки в паре.

К уданскому направлению также относятся такие стили, как уцзицюань (кулак беспредельности), яоцзы чанцюань (длинный кулак ястреба), юаньжоу фудицюань (кулак трущей обезьяны спрятавшейся у земли), любу саньшоу (приемы поединка шести шагов).

Очень популярным стилем является уданцзянь (уданские методы действия мечом-цзянь). Меч-цзянь являлся одним из атрибутов даосского монаха, участвовал в религиозных церемониях; неудивительно, что он попал в разряд «табельного оружия». Этот комплекс можно тренировать в одиночку, но существует и детально разработанный вариант комплекса «уданцзянь» для двух человек.

Кунмэньцюань

Стиль, распространенный в провинции Хубэй. В конце династии Мин — начале династии Цин в уезде Дае плотник Сунь Тичжан изучил это искусство у даоса по прозванию святой Цитянь. …

Юймэньцюань

Стиль назван так потому, что выброс силы в стиле подобен тому, как бьется рыба. Другое название — уфэн бэнли (с силой налететь на пять пиков). Так говорят потому, что в атаке сила может выбрасываться через пять частей тела — голову, плечи, локти, ягодицы и колени. …

Тайи усин цюань

Сегодня стиль известен благодаря Айсингаро Пусюаню (1903-1985), который в 1980 году продемонстрировал его на фестивале ушу в Тайюани. Сам Пуcюань изучал этот стиль с 1929 года в горах Удан у даоса Ли Хэлиня. …

Удан цзянь

Легендарным основателем этого искусства боя мечом-цзянь считается даос Чжан Саньфэн с полуострова Ляодун. Когда он занимался самосовершенствованием в горах Удан, он, якобы, также преподавал искусство боя без оружия и с оружием. …

postheadericon Мусульманские стили

zashitaВ 1219 году, когда Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли сэму — «цветноглазые» (они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем ханьцы). В официальных документах начала династии Юань их называли «хуэйхуэй». Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году (10-й год династии Юань) в соответствии с указом основателя династии Юань «всюду вступать в общины жителей приграничья» из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов — астрономов, математиков, врачей и проповедников — и сформировалась постепенно в Китае нация «хуэйцзу» («мусульман»).

Хуэйцзу расселяли только на управляемых территориях. Условия жизни у них были плохими, и они постоянно поднимали восстания. Известно, что немало солдат и офицеров из участников сбросившего династию Юань восстания Чжу Юаньчжана были мусульманами, самыми известными из которых были генералы Чан Юйчунь и Ху Дахай. В конце династии Мин в провинции Шэньси жил Ма Шоуин, прозванный «лао хуэйхуэй» («старый мусульманин»). Его отряд люди называли «лао хуэйхуэй ин» («батальон старого мусульманина»). Продвигаясь с боями на северо-запад, он широко прославился, после чего присоединился к крестьянскому восстанию Цао Ванли. Период династии Цин стал для мусульман временем наибольшего угнетения. Восстания мусульман шли практически непрерывно.

В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, рассматриваемым как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман и приводящим к самоурегулированию, самоукреплению, умению обороняться.

Мусульмане широко расселены по Китаю, нигде не скапливаясь помногу. Они много лет в области ушу обменивались с ханьцами, перенимая достоинства. Трудно сказать, какие именно стили ушу являются мусульманскими. Здесь перечислены стили, наиболее часто практикуемые всеми хуэйцзу.

postheadericon Синъицюань

zashitaКитайский иероглиф «син» означает внешнюю форму, а «и» — это «ум, разум воля» (противопоставляется «синь» — «сердце, эмоции»). Кроме того, в этом названии еще зашифрованы две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «разуму») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

О происхождении стиля существует множество легенд, выводящих его то от индийского миссионера Бодхидхармы, то от великого полководца Юэ Фэя. Однако сегодня большинство историков ушу сходятся на том, что реально стиль был основан человеком по имени Цзи Лунфэн, который жил в XVII веке в китайской провинции Шаньси. За свое мастерство владения копьем он был прозван «Чудесное копье». На основе техники обращения с копьем Цзи Лунфэн и разработал новый стиль кулачного искусства. Позднее разные ученики Цзи Лунфэна осели в разных провинциях Китая, и сегодня существует три крупных направления синъицюань: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. Если хэбэйские и шаньсийские школы довольно схожи, то хэнаньское направление сильно отличается, и его часто выделяют в отдельный стиль — синьицюань («кулак сердца и разума»), синьилюхэцюань («кулак сердца, разума и шести координаций) или люхэсиньицюань («кулак шести координаций, сержца и разума»).

Особым направлением синъицюань является ицюань («кулак воли», или «кулак разума»), другое название — дачэнцюань («кулак Великого достижения») . Этот стиль был создан в начале XX века Ван Сянчжаем, который счел, что в современном ему синъицюань слишком увлекаются отработкой внешних форм, но забывают об их внутреннем наполнении. Он отказался от стоек, ударов, передвижений, от всех тех форм, что сковывают разум, и учил лишь способу воплощения волевого импульса через движение.

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз, дереву — пробивающее движение, воде — буравящее движение снизу вверх, огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой, земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение. «Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

Для удобства отработки движений их объединяли в комплексы. В провинциях Шаньси и Хэбэй распространены такие комплексы, как «усин ляньхуань» («непрерывно переходящие друг в друга пять первостихий»), «цзашичуй» («разнообразные удары») — составлен из «кулака пяти первостихий» и нескольких форм животных, «сыбацюань» («кулак четырех хватаний»), «башицюань» («кулак восьми приемов»), «шиэр хунчуй» («12 ударов Хуна»; комплекс так называется потому, что передавался внутри семьи Хун), «чужудун» («выйти из пещеры и войти в пещеру»), «усин сяншэн» («взаимопорождение пяти первостихий»), «лунхудоу» («бой дракона и тигра») и «бацзыгун» («наработка восьми иероглифов») — секретный комплекс, предназначенный для отработки приемов поединка. В провинции Хэнань имеются такие комплексы, как «сыцюань баши» («восемь приемов четырех кулаков»), «лунхудоу» («бой дракона и тигра»), «шанчжунся сыба» («четыре хватания вверху, в середине и внизу») и «шисин хэ и» («десять форм объединены воедино»). Чтобы наработать применение приемов, их тренируют в парных комплексах: «усин сянкэ» («взаимоподавление пяти первостихий»), «саньшоу пао» («пушечные удары трех рук»), «ухуа пао» («пушечные удары пяти цветков»), «аньшэнь пао» («пушечные удары успокоения тела»), «цзютаохуань» («кольца девяти обертываний»). Изучается и техника боя с оружием — мечами, копьями, шестами и т.п. Работа с оружием в синъицюань полностью базируется на разделе «кулак пяти первостихий» — те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Основным оружием стиля считается копье. В некоторых школах даже обучение стилю начинают не с рукопашного боя, а с методов боя копьем.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

postheadericon Танланцюань

zashitaСчитается, что стиль богомола происходит от человека по имени Ван Лан, который был родом из провинции Шаньдун. Если верить историческим материалам, то Ван Лан родился в начале династии Цин, с раннего детства начал увлекаться боевыми искусствами. Легенда гласит, что он отправился в монастырь Суншань Шаолинь, но в поединке с монастырским монахом потерпел поражение и удрученно отправился странствовать меж четырех морей, изучая ушу. Однажды он случайно увидел, как мастерски богомол ловит цикаду, и тут его озарило, и он создал метод наступления с атакой и отхода с защитой, что неожиданно позволило ему добиться блестящих результатов в ушу. Позднее для сохранения памяти об озарении, вызванном с помощью богомола, этот стиль был назван «танланцюань».

Достигнув успехов в стиле богомола Ван Лан во второй раз посетил монастырь Шаолинь, и хотя ему не удалось сразиться с тем монахом, которому он проиграл бой прежде, но все монахи, с которыми он сражался в этот раз, признали себя побежденными. Позднее Ван Лан, обосновавшись в Шаньдуне, передал танлан цюань даосам с гор Лаошань. От их учеников — даоса Шэньсяо и Ли Саньцзяна он непрерывно передавался до наших дней.

До XIX века стиль богомола не разделяли на отдельные направления. В XIX веке выделился люхэ танланцюань (кулак богомола шести координаций). Ныне этот стиль распространен в уездах Чжаоюань и Хуаньсянь провинции Шаньдун. Еще его называют «мягким богомолом». Основателем стиля является Линь Шичунь, который у своего деда изучил люхэцюань (кулак шести координаций), а у Вэй Шаня (Сяня) — стиль богомола. В настоящее время в этом направлении имеется шесть комплексов, взятых из стиля богомола, и один комплекс — из стиля шести координаций.

Позднее стиль богомола разделился на две большие ветви. Первой из них является цисин танланцюань (кулак богомола семи звезд). Его создание связано с учеником даоса Шэньсяо — владельцем охранного бюро Ли Чжичжанем (Саньцзянем). Ученик Ли — Ван Юнчунь — развил стиль дальше, и добавив методы из стилей боя на дальней дистанции получил то, что ныне называется цисин танланцюань.

Мэйхуа танланцюань (кулак богомола сливы мэйхуа) идет от мастера Ли Бинсяо, у которого учился Чжао Цилу. Ученик Чжао — Лян Сюэсян — и считается создателем мэйхуа танланцюань.

Один из учеников Лян Сюэсяна — Цзян Хуалун — до стиля богомола изучал также мэйхуацюань и стиль обезьяны. Позднее, будучи в Яньтае, он изучил тунбицюань у Ван Чжунцина, а также багуачжан и синъицюань у Чэнь Дэшаня. Добавив к приемам этих стилей методы боя с земли он создал бабу танланцюань (кулак богомола восьми шагов). Ядром стиля явились шесть комплексов бабу чжайяоцюань (избранная суть стиля восьми шагов), послужившие основой для создания новых комплексов и изменения «импортированных» из других систем. Ученик Цзяна — Фэн Хуанъи — продолжил формирование стиля, добавив приемы циньна из стиля когтей орла, а также броски из китайской борьбы шуайцзяо. Ученик Фэна — Вэй Сяотан (1901-1982) — распространил стиль, преподавая рукопашный бой в китайской армии. После 1948 года он бежал в Корею, а затем осел на Тайване.

postheadericon Мэйхуачжуан

zashitaМэйхуачжуан» («столбы сливы мэйхуа») — это сокращение от «ганьчжи уши мэйхуачжуан» («стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа»). Другие названия стиля — «мэйхуачжуанцюань» («кулак столбов сливы мэйхуа»), «мэйхуацюань» («кулак сливы мэйхуа»). Здесь нужно отметить, что в Китае существует много видов боевых искусств, упоминающих в названии сливу мэйхуа, и не надо их все отождествлять с данным стилем, как делают авторы многих энциклопедий и справочников по ушу.

Легенды стиля утверждают, что он является одним из древнейших стилей ушу, что ему более тысячи лет, что он возник у монахов и относится к куньлуньскому направлению ушу. Однако документальных потверждений этому нет. Легенды дают объяснение и этому: долгое время стиль передавался внутри семей по мужской линии: от отца — к сыну, от сына — к внуку. Отсюда происходит еще одно название стиля — «фуцзыцюань» («кулак отца и сына»).

Первые документальные сведения о существовании этого стиля (и причем уже довольно развитого) отностся к концу XVIII — началу XIX веков. Этим стилем занимался Фэн Кэшань — один из лидеров восстания, поднятого сектой Багуацзяо (Учения Восьми Триграмм) на северо-востоке Китая. По находящимся в китайских архивах документам времен династии Цин, в числе которых есть и протоколы допроса арестованных участников восстания, китайским исследователям удалось проследить историю стиля на несколько поколений вглубь веков, вплоть до Ян Бина, который заведовал штабом столичного гарнизона и занял третье место на государственных экзаменах по военному искусству. У кого учился Ян Бин — неизвестно.

К концу XIX века стиль уже был широко распространен в деревнях провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси. В сложных социально-политических условиях в 1898 году мастер мэйхуацюань Чжао Саньдуо из провинции Шаньдун призвал своих последователей (числом несколько тысяч) начать борьбу против иностранного проникновения в Китай. Чтобы не ставить под удар других занимающихся мэйхуацюань, он изменил название стиля на «ихэцюань» («кулак справедливости и спокойствия»). Восстание распространялось как пожар, ихэтуани обучали своему искусству все новых и новых людей. Лишь с помощью кровавого террора и крупной иностранной военной помощи китайскому правительству удалось справиться с восстанием. За отличное владение рукопашным боем иностранные наблюдатели прозвали восставших «боксерами», а само восстание вошло в историю под названием «Боксерского восстания».

Странное название стиля — «столбы сливы мэйхуа» — объясняется тем, что в традиционных школах основная часть тренировки проходила на верхушках врытых в землю столбов. Там отрабатывали статическое стояние в различных позицих, перемещения, удары, и даже вели поединки. Поначалу столбы были высотой около полуметра, по мере роста мастерства высота повышалась, и со временем тренировки уже происходили в нескольких метрах над землей! Такие суровые условия вырабатывали феноменальную координацию, а также крепость нижних частей ног.

postheadericon Багуачжан

zashitaБагуачжан является одним из трех классических «внутренних» стилей китайского ушу. Ба Гуа в переводе означает «восемь триграмм». Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом «Каноне перемен». В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними — описанным в «Каноне перемен» взаимопревращениям триграмм. `Чжан’ переводится как `ладони’ и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан — это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.

Кто, когда и где придумал багуачжан — неизвестно. Массы о нем узнали сравнительно недавно, и произошло это в общем-то случайно. Предание связывает рассекречивание этого стиля с именем Дун Хайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в 20-х гг. XIX в. Он владел эрланцюань и считался неплохим бойцом. Отправившись путешествовать в поисках живущих в глухих местах мастеров боевых искусств, он в конце-концов добрался до расположенной в провинции Аньхой горы Цзюхуашань. Заблудившись в лесу, он случайно наткнулся на молодого даоса, ходившего кругами вокруг сосен. Дун Хайчуань сразу увидел, что тот занимается тренировкой боевого искусства, но не понимал, зачем это делается столь вычурным образом, и рассмеялся. Оскорбленный даос заявил, что они должны померяться силами. Дун Хайчуань согласился, рассчитывая преподать хороший урок, они вышли на полянку и бой начался. Однако какие бы мощные удары не наносил Дун Хайчуань, сколь быстро ни летали его кулаки и ноги, он никак не мог попасть в маленького даоса, который все время проскальзывал ему за спину и опрокидывал на землю. После третьего падения Дун Хайчуань признал себя побежденным, и встав на колени попросился в ученики. Однако тут за его спиной раздался смех, и на полянку вышел пожилой даос. Это был Би Чэнся — учитель того маленького даоса, уже давно наблюдавший за схваткой. Он согласился взять Дун Хайчуаня в ученики, и четыре года обучал его искусству поворачивания ладоней в хождении по кругу.

Позднее Дун Хайчуань перебрался в Пекин и стал слугой великого князя Су, который был родственником императрорской фамилии. Князь был большим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные мастера. Однажды, когда князь пригласил продемонстрировать свое искусство очередного мастера, собралась большая толпа зрителей из числа челяди, было очень жарко, но слуга с чаем не мог пробиться к князю сквозь толпу. Чтобы выручить человека, Дун Хайчуань взял поднос с чаем и пробежал к князю по стене поверх голов. У князя глаз был наметанный, и он тут же спросил, не занимается ли тот каким-нибудь боевым искусством. Скрываться далее было невозможно, и Дун Хайчуаню пришлось все рассказать. С тех пор он открыл преподавание багуачжан в Пекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.

postheadericon Поражающие точки головы

zashita1.) Макушка. Верхушка черепной коробки, расположенная на двух передних дюймах сагиттального шва. Если бы вы хотели удержать книгу на голове, вы положили бы ее именно сюда. На самом деле это не лучшее естественное оружие, потому что удар головой приводит к сильной нагрузке на шею. Во первых, она выгибается, а во вторых, происходит сильное давление на позвоночник. Удар макушкой используется в футболе и американском футболе, но каратисты чаще используют его в кино. Все же такая атака может быть эффективной, если противник застигнут врасплох и удар нанесен в брюшную полость или пах. Если вы привязаны к стулу и вас допрашивают, вы можете бросить себя (вместе со стулом) вперед и произвести этот удар.

2.) Лоб. Поражающая точка находится в центре лобной кости, примерно на два дюйма выше бровей. Лобная кость — это куполообразный щит в передней части черепа, который способен выдержать сильнейшие удары. Вы наверняка видели, как каратисты выпендриваются, разбивая лбом огромные куски льда или груды кирпичей. Если вы деретесь со связанными или скованными руками, лучшим применением лба будет удар по носу, рту, челюсти или ключице противника.

3.) Затылок. Затылочная кость находится рядом с лямбдовидным швом. Это менее удобная поражающая точка, потому что она не способна выдерживать сильные нагрузки: слишком сильный удар может повредить лямб довидный шов и вдавить затылочную кость в мозг. Затылком практически всегда можно нанести удар по носу или лицу противника, который схватил вас за руки, находясь за спиной. Чаще всего в подобной ситуации один человек держит вас сзади, в то время как другой бьет спереди. Удар головой в нос или рот противника может причинить боль, достаточную для того, чтобы он ослабил хватку.

4.) Подбородок. Костяной кончик нижней челюсти. Несмотря на то что челюсть у человека невероятно сильная, ее редко используют для удара. Дело в том, что она напрямую связана с органами равновесия, расположенными в ухе. Таким образом, любой удар по челюсти нарушает равновесие. Тем не менее подбородком можно куда нибудь надавить. Скажем, если вы деретесь один на один (например, участвуете в соревновании по борьбе или дзюдо), в полностью безнадежной ситуации, когда руки и ноги каким либо образом обездвижены, вы можете использовать подбородок, чтобы надавить на нервные центры, до которых сможете дотянуться головой. Их много, например, на шее и плечах, а если надавить подбородком на паховую область, то освобождение от захвата «ножницы» гарантировано.

5.) Зубы. Обычно верхние и нижние резцы, но можно включить и задние зубы. Человеческая челюсть и зубы могут сжиматься с силой, превышающей 400 фунтов на квадратный дюйм. Резцы оказывают меньше всего давления и лучше всего подойдут для того, чтобы разорвать или разодрать что нибудь, в то время как задние зубы могут раздробить что угодно. Очевидно, что противника, который зажимает вам рот рукой, стоит укусить за палец. Если же нападающий засунет вам палец в рот, то вы сможете раздробить его задними зубами. В условиях борьбы или захвата зубами можно дотянуться до ушей, носа, губ, сонного синуса, щитовидного хряща и большинства нервных центров противника. Некоторые школы карате практикуют следующую технику: лбом вы бьете противника по лицу, и когда его голова от удара откидывается назад, вы поворачиваетесь и зубами впиваетесь в адамово яблоко. Вкусно!

6.) Ум, глаза и голос. Ум, глаза и голос — это ваше самое сильное оружие, с помощью которого вы можете атаковать разум противника напрямую, без того, чтобы пользоваться такими грубыми методами, как удар. Тренировка этих ментальных орудий — суть настоящего, традиционного карате и одна из самых неприятных потерь, которую оно претерпело, эволюционировав в популярный спорт. Мастер, искусный в этих техниках, может парализовать взглядом или вызвать панику просто звуком своего голоса.Все видели искусных бойцов, которые орут как сумасшедшие, когда атакуют. Это более наглядный пример психологического запугивания. Но одного крика недостаточно. Крик должен обладать эмоциональным содержанием, чтобы подействовать надлежащим образом. Так звучит крик ярости или ненависти, но натренированный каратист может произвести тот же психологический эффект, когда на самом деле его разум спокоен и здравомыслящ. Неожиданное каратистское «кия» может заставить всех людей, находящихся в том же помещении, невольно отступить.

postheadericon Поражающие точки руки и кисти (Часть 1)

zashita1.) Плечо. Место, которым следует наносить удар, — это акромиальный край лопаточного гребня в том месте, где он образует костяную «точку» плеча. Наплечники, которые носят регбисты, — очевидное доказательство того, каким сокрушительным может оказаться удар по корпусу противника. Острым краем плеча обычно бьют по солнечному сплетению, плавающим ребрам, мочевому пузырю или гениталиям. Движение должно быть похоже на то, какое вы сделали бы, нырнув с аквалангом. На соревнованиях по дзюдо иногда можно заметить, что один из борцов исподтишка использует запрещенный удар плечом во время открытого броска. Если судьи не очень внимательны, то с помощью таких грязных приемов можно легко выиграть бой.

2.) Подмышка. Некоторые команды школ по борьбе хвастают, что побеждают благодаря «силе подмышки», но под этим подразумевается, что они душат своих противников запахом пота. Мы предлагаем несколько другое использование этой области. Существует несколько локтевых захватов и бросков, в которых подмышка используется как зажим или точка опоры.

3.) Кончик локтя. Поражающая точка — локтевой отросток, острый выступающий конец локтевой кости, который образуется на острой верхней части согнутого локтя. Когда рука полностью согнута, кончиком локтя можно нанести прямой удар по ребрам противника или нижний удар по спине или голове. (Представьте, что кто то пытается схватить вас за талию. Удар локтем придется как раз на тыльную сторону его шеи.) Кончик локтя также применяется для прямого удара в бок, но такой прием встречается редко: чтобы таким ударом нанести серьезные повреждения, надо долго тренироваться.

4.) Передняя часть локтя. Речь идет о поверхности средней части локтевой кости, которая находится примерно в трех дюймах от кончика локтя. Это твердая костяная поверхность предплечья прямо под суставом. Она используется для «удара локтём» прямо по солнечному сплетению, для направленного вверх удара под подбородок или горизонтального удара по лицу. (Конкретно это выглядит так: правый локоть атакующего движется горизонтально справа налево, задевая левую сторону лица противника.) Это чрезвычайно сильный удар, не требующий специальной подготовки. Отдельно стоит отметить направленный вверх удар под подбородок — с его помощью можно сломать челюсть или даже шею.

5.) Тыльная сторона локтя. Задняя, отдаленная часть плечевой кости, в трех дюймах от блока. Это внешняя сторона верхней части руки прямо над локтем. Тыльная сторона локтя используется, чтобы ударить противника по голове или ребрам, если он обхватил вас сзади, а ваши руки остались свободными. Вы ударяете в бок и с размаху горизонтально бьете противника тыльной стороной локтя по лицу. Она также может быть использована для удара локтем слева, когда противник находится перед вами. Типичная атака состоит из двух приемов: вы бьете передней частью локтя по левой части лица противника, отскакиваете и сразу бьете его тыльной стороной локтя.

6.) Сгиб локтя. Передняя внутренняя сторона руки примерно в четырех дюймах от локтевой впадины. Честно говоря, сгибом локтя нельзя ударить, но это непревзойденный «помощник» в удушающих и зажимающих приемах. Самый простой из них — обхватить рукой шею противника так, чтобы кадык оказался прямо в сгибе руки. В такой позиции бицепс и некоторые мускулы предплечья давят на сонные артерии. Если захват будет достаточно жестким, это прервет подачу крови в мозг, и противник немедленно потеряет сознание. Сгиб локтя часто используется для захвата головы: вы прижимаете ее к своему боку и бьете противника или делаете с ним что нибудь другое.

7.) Внутренний край предплечья. Средняя часть предплечья, особенно последние четыре дюйма локтевой кости. Это край предплечья со стороны мизинца. Часто используемый каратистами блок (тецуи юке, tettsui uke) выглядит так: удар кулаком противника отклоняется с помощью удара внутренним краем предплечья по его кулаку и руке. Чтобы выполнить этот блок, нужно держать предплечье вертикально (кулак вверх, локоть вниз) и двигать руку параллельно лицу или торсу.

8.) Внешний край предплечья. Край предплечья со стороны большого пальца, особенно последние четыре дюйма лучевой кости. Как и внутренний край предплечья, эта поверхность используется для блокировки, рука также двигается параллельно телу, но в исходной позиции кулак находится у другого плеча, поэтому движение идет в обратную сторону.

9.) Тыльная сторона предплечья. Задняя поверхность предплечья. Место, где запястье переходит в тыльную сторону ладони (там люди носят часы). Обычно эту поверхность в карате не используют: для большинства целей подходят края предплечья. Чаще всего тыльную сторону предплечья используют, чтобы освободиться от удушения. Имеется в виду ситуация, когда ваш противник стоит перед вами и держит вас за горло двумя руками. Чтобы освободиться, надо сжать руки и просунуть получившийся клин между руками противника. Тыльные стороны предплечья упрутся в руки противника и разобьют захват.

10.) Ногти. Всем известно, что ногтями можно царапать. Это абсолютно неэффективный прием. Гораздо лучше использовать их для того, чтобы вцепляться (рвать, выцарапывать). Так можно серьезно повредить глаза противника, надавить ему на горло и особенно на нервные узлы (центры, болевые точки) тыльной стороны ладони. Некоторые мастера кунг фу и карате отращивают ногти от 1/4 до 1/2 дюйма в длину и обрабатывают их специальными средствами, чтобы сделать более твердыми. Ну и, конечно, заостряют кончики наждачной бумагой. В то, что четырьмя такими ногтями можно серьезно поранить горло, сложно поверить даже очевидцам.

11.) Кончик большого пальца. Кончик последней фаланги большого пальца с остро заточенным ногтем. Кончиком большого пальца следует давить на глазные яблоки противника, но иногда и на горло или нервные узлы (центры, болевые точки).
Трапециевидная мышца особенно уязвима для такого воздействия.

12.) Первый сустав большого пальца. Удаленный конец промежуточной фаланги большого пальца. Первый сустав большого пальца (прямо за ногтем) можно использовать для удара по мягким тканям. Раскройте ладонь, поставив большой палец в естественную для него позицию сбоку ладони. Согните только кончик большого пальца по направлению к ладони, выставив этот сустав. Теперь можно нанести удар по шее сбоку. Пусть ваш указательный палец скользит по углу между шеей и челюстью. В определенный момент костяшка большого пальца окажется прямо на сонном синусе. Это один из самых надежных способов воздействия на этот маленький, но очень важный нервный центр. Тыльная сторона большого пальца. Считая от ногтя большого пальца, первый сустав это передний сустав, второй это костяшка, а «тыльная сторона большого пальца» это костная область между костяшкой и запястьем (дорсальная, задняя, сторона первой пястной кости). Когда рука находится в стандартной для открытой атаки позиции и большой палец согнут и прижат к ладони, задняя часть большого пальца образует костяной бугорок, выступающий на 45° относительно линии предплечья. Это место обычно используют для блокировки. Отдельно стоит отметить, что углом между большим пальцем и предплечьем можно захватить запястье противника (за его кулаком) и не только отразить удар, но и лишить равновесия.

13.) Большой и указательный пальцы. Ну кто из нас не знает, как щипаться большим и указательным пальцами? А между прочим, такой щипок может быть очень болезненным, особенно в области губ или носа, а мошонку вообще может раздавить как вареное яйцо. А если ущипнуть человека за щитовидный хрящ, он может и не выжить.

14.) Боковые стороны большого и указательного пальцев. Когда большой палец вытянут в сторону, буква V, которая образуется между большим и указательным пальцами, отличное оружие, чтобы атаковать сонные синусы на шее (горле). (Рис. 47.)

15.) Перепонка (соединительная ткань) между большим и указательным пальцами бьет по щитовидному хрящу, а сами пальцы попадают по бокам шеи как раз таким образом, чтобы вырубить сонные барорецепторы и спровоцировать потерю сознания.

16.) Кончик указательного пальца. Кончик последней фаланги указательного пальца. Во многих школах карате обучают технике иппон нуките (ippon nukite) — атаке одним пальцем. Палец вытянут и напряжен, а остальные три (не считая большого) сжаты под ним, что дает указательному серьезную поддержку. Такое оружие используют для удара в глаз, шею (горло) или солнечное сплетение. Эффективность атаки пропорциональна тренированности бойца. Кто угодно может ткнуть пальцем в глаз противника и получить желаемый результат, но удар по солнечному сплетению потребует определенных условий и тренировки. (Рис. 48.)

17.) Кончики указательного и среднего пальцев. Кончики последних фаланг указательного и среднего пальцев. Пальцы обычно расставляют примерно на два дюйма и тыкают ими в глаза противника. Это знаменитая атака по глазам «The Three Stooges», но пальцы не образуют обычную фигуру в виде буквы V. Указательный и средний пальцы раздвинуты до предела, а безымянный палец и мизинец согнуты только наполовину—они служат поддержкой среднему пальцу. Иногда участвует и большой палец: он вплотную прилегает к указательному, тем самым также оказывая ему поддержку. Каратисты, хорошо владеющие атакой пальцами, могут с помощью этого приема проникнуть в мозг через глазные впадины.

18.) Кончики указательного, среднего и безымянного пальцев. Кончики фаланг указательного, среднего и безымянного пальцев. Эта классическая каратистская «пронзающая рука»: пальцы, ладонь и запястье прямые и твердые, как доска. Удар наносится кончиками пальцев по горлу, солнечному сплетению или даже ребрам противника. Существует несколько вариаций на эту тему. В большинстве случаев пальцы крепко сжаты, причем средний слегка согнут, чтобы уравнять длину этих трех пальцев. Другой вариант: три пальца образуют треугольник, причем средний как бы «лежит» на сдвинутых указательном и безымянном. Еще один прием: пальцы расставлены так, что расстояние между кончиками составляет один дюйм (это нужно для удара по трахее или глазам, чтобы уж точно не сомневаться в успехе). Можно еще так: пальцы согнуты и образуют прямой угол с ладонью. Запястье также слегка отогнуто назад, и в результате получается своеобразная буква Z. В былые времена каратисты годами тренировались, чтобы укрепить руки. Считалось, что настоящий профессионал таким образом может проткнуть человека насквозь. Немногие сегодня могут выполнить этот трюк, но к ним и относятся с соответствующим почтением.